вторник, 6 октября 2009 г.

В торговле главное - эмоции. 1 часть - статья Ирины Болотовой

Избалованные западные потребители, множество магазинов всех видов и размеров привели американскую и европейскую торговлю к самой жесткой конкуренции и борьбе за свое место под солнцем. Уже сегодня многие наиболее продвинутые сети понимают, что на выбор потребителя будет влиять не качество самих продуктов, а прежде всего качество их восприятия. Интерьер и удобство тоже будут стоять на одном из первых по важности мест.
Западные сетевики и консалтинговые компании вот уже несколько лет уделяют повышенное внимание качеству восприятия продуктов и самих магазинов. Многие занялись разработкой индивидуальных решений и планировок торговых залов. Это стало необходимостью: ведь классические супермаркеты с их расширенным ассортиментом и ценами в среднем на 30 процентов по сравнению с экономичными магазинами, проигрывают в конкурентной борьбе с дискаунтерами. Поэтому они готовы на изменения, немалые затраты на профессиональные консультации и воплощение советов в жизнь. Все это делается с целью заманить и удержать покупателя. Отечественная торговля пока не находится в подобной ситуации и на этом этапе развития. Однако, по оценкам самих ритейлеров, в Петербурге такая конкуренция будет уже через три года, в Москве - через пять. Тем не менее к ней лучше готовиться заранее. Вполне вероятно, своевременные меры помогут избавить от разорительных расходов на перепланировку или смену концепции. За последний год три ведущих западных консалтинговых бюро присылали своих специалистов с выступлениями о новых торговых концепциях и разработках в области розничной торговли, так что отечественные ритейлеры могут быть в курсе всех событий.
Почему люди покупают? Владельцы западных магазинов последнее время все чаще задумываются, что должен увидеть, почувствовать и понять покупатель, в первый раз заходящий к ним. Представить это очень непросто: ведь многие покупатели сами не знают, чего они хотят, и вряд ли могут сказать, каким должен быть идеальный магазин. Несмотря на сложность задачи, ритейлеры готовы пробовать и работать с ведущими дизайн-бюро - для них очень важно создание приятной, располагающей атмосферы. Последние исследования, проведенные американскими сетями, говорят о четкой закономерности - чем дольше человек находится в магазине, тем больше он покупает товаров. А количество времени, потраченное на шопинг, напрямую зависит оттого, насколько ему комфортно в этом торговом зале. В принципе, этот вывод не нов, но особенно актуальным он стал именно сейчас. Для успешной торговой концепции европейские консультанты советуют на первой стадии заняться исследованием целевой группы покупателей и эмоциональным восприятием товаров. Следующая стадия - выработка в соответствии с желаниями потенциальных покупателей «правильного» ассортимента. Третья стадия - разработка правильной визуальной презентации. И только на четвертой стадии должно происходить проектирование и разработка дизайна самого магазина. При этом, если владелец магазина - новичок в бизнесе, будет лучше, если он позаботится о «гибкости» своей концепции: ведь в первые годы работы новый магазин будет ожидать ряд существенных перемен в ассортименте, расположении отделов и т.п. Вряд ли какая-либо из отечественных розничных сетей, торгующих продуктами, готова и способна потратиться на проработку первых трех стадий. Но взять на заметку опыт и решения западных игроков, наверное, было бы интересно.
Ирина Болотова.
Журнал "Новости торговли.Торговое оборудование" , апрель 2004